Высоко в горах Сьерра-Морена в Андалусии берет начало ничем не примечательная река "Рио Тинто" (Rio Tinto), что в переводе с испанского значит "Красная Река". С течением речушка расширяется и становится все примечательней и примечательней – цвет ее изменяется в сторону темно-красного спектра, а кислотность такая, что нырять в нее категорически не рекомендуется.
В разноцветии Андалусской речушки виноват человек, на протяжении тысяч лет тревоживший полезные ископаемые на ее берегах. Еще три тысячи лет до нашей эры иберы и тартесианцы вовсю лопатили здешний грунт, добывая драгоценную медь. На смену им приходили различные народы и племена, но отношение к ископаемым оставалось неизменным – руда с берегов Тинто шла на переплавку и щедро пополняла арсеналы финикийцев, греков, римлян, вестготов и мавров. Древние аккуратно подчистили верхние слои железосодержащих руд и с их истощением перешли на более богатые месторождения. Лишь в 1556 здесь появляются первые шахты и карьеры и процесс опять набирает обороты. С 1873 года разработкой руд занимается одноименная компания "Рио Тинто", которая настолько раскрутилась на "речных" залежах, что вышла на международный рынок и забросила старые раскопки. Полностью разработка прекратилась в 1996 году, но от этого легче никому не стало – река превратилась в кислотную бурду с невыносимыми условиями проживания.
Виной загрязнения есть конечно же карьеры и шахты, которые способствовали попаданию больших количеств металлов в воды Тинто. Но одним живым существам этот "супчик" пришелся по вкусу - экстремофилы аэробных бактерий с удовольствием переваривают окиси железа и меди, закусывают серой и плюют на кислотность. Недавно Тинто заинтересовались ученые НАСА, прозондировав воду, они всерьез выдвинули версию про то, что... на Марсе жизнь таки есть! Дело в том, что условия проживания на планете Солнечной системы и Тинто, как они считают, очень похожие, так что наличие одноклеточных в реке якобы напрямую свидетельствует о наличии таковых на Марсе. Версия эта в свое время вызвала бурное обсуждение в научных кругах, правда, потом ученые подумали и решили, что вряд ли такое возможно.